Прокладка ГБЦ является уплотнительным элементом, который устанавливают между головкой и блоком агрегата. Она предназначена для обеспечения герметичности. Прокладка предотвращает выход отработавших газов и топливовоздушной смеси из рабочего цилиндра, а также утечку тосола и смазочного материала. При ее порыве потребуется провести замену. Ниже рассмотрим причины появления неисправности и признаки, по которым можно ее выявить.
Прокладка ГБЦ
Автомобилист может самостоятельно определить повреждение уплотнительного элемента по нескольким признакам. Более точная диагностика возможна с использованием специализированного оборудования. Поэтому лучше обратиться в техцентр, располагающий материально технической базой для проведения работ такого типа. Признаки поврежденной прокладки:
- Нестабильная работа агрегата. Мотор троит. Этот признак подтверждает прорыв прокладки между камерами сгорания. При сжатии топливовоздушная смесь переходит из одного цилиндра в другой. Из-за этого невозможно обеспечить требуемую компрессию. Агрегат работает нестабильно.
- Светлый дым или пар из выхлопной трубы. Проявляется при попадании тосола в камеру сгорания. Под действием высокой температуры антифриз испаряется. Это выражается выходом пара вместе с продуктами горения в атмосферу. Кроме этого, прорыв уплотнительного элемента между каналом с тосолом и рабочим цилиндром может выражаться в постоянном снижении уровня антифриза.
- Утечка антифриза из расширительного бачка. По причине того, что прогорела прокладка головки, охлаждающая жидкость уходит в поддон картера или рабочие цилиндры.
- Появление эмульсии в бачке или в поддоне картера. Это жидкость беловато-желтого цвета, оседающая на поверхностях. В некоторых случаях эмульсия наблюдается на масляном щупе. Это происходит при смешивании охлаждающей жидкости и смазочного материала в поддоне картера.
- Появление пузырьков при запущенном агрегате в бачке. Такой признак свидетельствует о попадании продуктов горения в каналы охлаждения.
- Выход отработавших газов, антифриза или масла в месте соприкосновения ГБЦ и блока цилиндров. При прорыве прокладки нарушается герметичность. При этом жидкости и газ могут выходить наружу.
Существует еще несколько признаков, по которым можно понять, что прогорела прокладка под головкой. Это ухудшение работоспособности отопителя, наличие нагара на свечах, перегрев двигателя, падение мощности и динамических характеристик. Такие признаки свидетельствует и о других неисправностях, поэтому при их возникновении лучше обратиться к специалистам для проведения качественной диагностики.
Эмульсия в бачке
Прокладка головки блока цилиндров прогорает по нескольким причинам. Часто они связаны с нарушениями, допущенными при установке головки блока цилиндров или с неправильной эксплуатацией транспортного средства. Среди распространенных причин повреждения прокладки ГБЦ перегрев двигателя, неправильное усилие приложенное при затяжке болтов, плохое качество прокладки и искривление головки.
Перегрев двигателя внутреннего сгорания
ГБЦ и блок цилиндров на многих моторах изготавливаются из разных материалов. Так головка может быть выполнена из алюминиевого сплава, а БЦ из чугуна. Из-за превышения допустимой температуры часто такие ГБЦ изменяют свою конфигурацию. Перекос головки приводит к ослаблению прижима прокладки. В результате уплотняющий элемент рвется под давлением газов из камеры сгорания или жидкости системы охлаждения, а также смазки. Повышенный нагрев двигателя внутреннего сгорания может возникнуть по причине:
- Движения на перегруженном автомобиле.
- Неисправности системы охлаждения.
- Неправильной работы тормозной системы.
- Недостаточного количества жидкости.
Учитывая то, что перегрев силового агрегата является основной причиной выхода из строя прокладки головки блока цилиндров, следует постоянно контролировать температуру ДВС. На некоторых моторах ГБЦ выполнена из чугуна. В таком случае она менее подвержена изменению конфигурации при перепадах температуры. Чугун выдерживает значительные нагрузки.
Перегрев мотора
Нарушение технологии монтажа
Часто повреждение возникает из-за неправильной установки уплотнения. ГБЦ — это деталь, при установке которой необходимо строго соблюдать последовательность затяжки, а также усилие, приложенное к резьбовым элементам.
Для установки гбц потребуется наличие динамометрического ключа. С его помощью можно затянуть болты или гайки с одинаковым усилием. Кроме этого, крепежные элементы устанавливают в определенной последовательности. Она может отличаться в зависимости от модели ДВС. Как правило, затяжку проводят от центра к краям при этом болты или гайки устанавливают по диагонали.
При нарушении технологии монтажа между головкой и блоком цилиндра образуется зазор. В этом месте прижим прокладки минимален. По этой причине под давлением газов из камеры сгорания или жидкости происходит прорыв уплотнительного элемента.
Последовательность затяжки
Прокладка плохого качества
Преждевременное повреждение прокладки может быть связано с использованием некачественных материалов при ее производстве. Производители предлагают уплотнительные элементы двух типов:
- Паронитовые. Представляют собой изделия из материала, устойчивого к перепадам температуры. В местах контакта с рабочими цилиндрами элементы оснащены металлическими кольцами. Они предотвращают выгорание материала под действием высокой температуры.
- Стальные. Такие модели отличаются повышенной устойчивостью к перепадам температуры. Они обеспечивают герметичность соединения.
- Медные. Достаточно редкий вид прокладки. Используется на некоторых моделях автомобилей.
- Эластомерные. При производстве на стальную заготовку наносят пластичный материал. В местах контакта с камерами сгорания установлены стальные кольца.
Перед тем как купить прокладку головки блока цилиндров, нужно провести визуальный осмотр. На детали не должно быть механических повреждений, трещин, сколов и т.д. Установка поврежденного уплотнения приведет к быстрому выходу из строя двигателя внутреннего сгорания.
Искривленная ГБЦ
Пробой прокладки возможен при нарушении геометрии головки блока цилиндров. Она возникает в результате перегрева или неправильной затяжки при установке.
В результате изменения геометрии невозможно нормально установить головку. Для устранения такой неисправности потребуется провести притирку. Эта процедура предусматривает выравнивание поверхности путем удаления выступающих частей. В некоторых случаях при сильных искривлениях может потребоваться замена гбц.
Притирка ГБЦ
Для точного определения неисправности лучше обратиться на станцию технического обслуживания. Способ выявления поломки зависит от места, где прогорела прокладка под головкой:
- Между каналами системы охлаждения и смазки. Прорыв в этом месте характеризуется появлением эмульсии в поддоне картера или расширительном бачке. Специалисты проводят визуальный осмотр при этом обращают внимание на внутренние поверхности расширительного бачка, масляный щуп, крышку горловины радиатора.
- В месте контакта с рабочими цилиндрами. Порыв прокладки в этом месте можно определить с помощью компрессометра. В момент сжатия топливовоздушная смесь выходит через образовавшееся отверстие. При этом компрессия в рабочем цилиндре снижается. Это можно определить с помощью измерительного прибора.
- В области между каналами системы смазки, охлаждения или рабочими цилиндрами и краем блока цилиндров. Из-за прогоревшей прокладки головки блока цилиндров в месте соприкосновения возникают масляные потеки, вытекает антифриз или наблюдается выход газа. При серьезном пробое возможно изменение звука при работе ДВС.
- Между расположенными рядом рабочими цилиндрами. Такой пробой также характеризуется снижением компрессии. В момент сжатия топливовоздушная смесь переходит в соседний цилиндр. В некоторых случаях признаками такой поломки является затрудненный запуск агрегата на холодную.
Специалисты на станции технического обслуживания учитывают одновременно несколько критериев. Это обусловлено тем, что если пробита прокладка ГБЦ, признаки могут быть разными. Так удается выявить даже мелкие порывы прокладки головки блока цилиндров. Это позволяет своевременно устранить неисправности и избежать более дорогостоящего ремонта.
Замер компрессии
Нарушение целостности уплотнительного элемента может привести к различным последствиям. В первую очередь это попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. В результате повышается трение подвижных деталей, что снижает ресурс двигателя внутреннего сгорания.
Помимо этого, при попытке запуска мотора и движения могут возникнуть следующие неисправности:
- Гидроудар. При заглушенном двигателе внутреннего сгорания антифриз скапливается в рабочих цилиндрах. В момент запуска происходит гидроудар. Он приводит к изгибу шатунов и повреждениям других деталей кривошипно шатунного механизма.
- Загрязнение радиатора охлаждения и печки. Это обусловлено попаданием эмульсии в каналы радиатора.
Учитывая последствия при возникновении одного из признаков неисправности ГБЦ или ее уплотнения, лучше заглушить двигатель и доставить авто на СТО на эвакуаторе или буксире. Благодаря такому подходу удастся избежать более серьезных неисправностей мотора.
Важно! Попадание антифриза в систему смазки может привести к заклиниванию КШМ. При ухудшении смазки происходит быстрый износ внешнего слоя подшипников скольжения. При этом возможно проворачивание вкладыша и заклинивание кривошипно шатунного механизма.
Шатуны после гидроудара
Часто повреждения прокладки возникают из-за нарушений технологии при установке и правил эксплуатации. Соблюдая несколько простых правил удастся не допустить, чтобы прогорела прокладка блока двигателя:
- Устанавливать новую прокладку при каждом снятии ГБЦ. Даже если замену проводили недавно, повторно ставить одну прокладку недопустимо.
- Не допускать перегрева двигателя. Нужно следить за температурой. К перегреву может привести превышение допустимых нагрузок, неисправности в системе охлаждения и неправильно установленный угол зажигания.
- Уделить особое внимание выбору прокладки. Нужно выбирать оригинальные комплектующие или аналогичную продукцию от проверенного производителя.
- Проводить замену в техцентре, который располагает оборудованием и инструментом для выполнения таких работ. Попытки самостоятельной установки могут привести к серьезным неисправностям и дорогостоящему ремонту ДВС.
Соблюдая несколько правил удастся обеспечить прокладке большой эксплуатационный срок.
Автомобилист может самостоятельно определить повреждение прокладки, однако ремонт ГБЦ двигателя лучше осуществлять на профессиональном автосервисе. При возникновении одного из признаков нужно заглушить двигатель и доставить авто на станцию технического обслуживания. Специалисты проведут диагностические мероприятия, определят, почему прогорела прокладка под головкой двигателя и выполнят ремонт в соответствии с регламентом.